01

02

03

04

05

06

Русский след

С королевским размахом

Люди Shell

Топливо для «королевских гонок»

Новая реальность

Back in USSR

Когда мир погрузился в ужас Второй мировой, Shell и Советская Россия забыли о разногласиях

Чудо-топливо в войне моторов

Еще в тридцатые в лабораториях Shell в Голландии и США был придуман и создан бензин с октановым числом 100. Новое чудо-топливо в буквальном смысле творило чудеса с авиационными двигателями: взлетный разбег машин уменьшался в среднем на треть, скороподъемность увеличилась на 40 процентов, а бомбовая нагрузка возрастала на четверть.

Новинка была отработана на испытаниях и внедрена в производство еще до начала войны.

Поначалу военные ведомства сомневались, стоит ли тратить деньги на более дорогое топливо для самолетов. Все же казна не резиновая, приходилось выбирать. Но первые же реальные схватки в воздухе расставили все по своим местам. И прежде всего, воздушная битва за Англию 1940 года. Британские «Спитфайры» и «Харрикейны» показывали гораздо более высокие летные характеристики по сравнению с немецкими самолетами схожих классов. И дело было именно в том, что англичане заправляли свои самолеты авиационным бензином с октановым числом 100, а асы «Люфтваффе» были вынуждены довольствоваться топливом с октановым числом 87. В решающие моменты воздушного боя, когда доли секунд отделяли жизнь от смерти, британские машины оказывались чуть более приемистыми, чуть быстрее разгонялись и перестраивались.

ленд-лиз (от английских lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаем).

Уже в июле 1941 года, сразу после нападения Германии на СССР, союзники стали оказывать советской армии материально-техническую помощь. В историю это вошло как ленд-лиз. Так называлась принятая США программа помощи союзникам, к которой присоединились и другие страны. В том числе в Россию поступали бензин, керосин, масла и другие продукты нефтехимии, выпускаемые заводами Shell. Самым востребованным был уже упомянутый высококачественный авиационный бензин. Советская промышленность его выпускала недостаточно, к тому же многие заводы уже в первые недели войны оказались на оккупированной территории.

Горючее же было крайне необходимо для заправки как отечественных машин, так и более чем 22 тысяч самолетов, поставленных в СССР за годы войны союзниками. По подсчетам, около двух третей всего авиационного бензина шло в СССР из-за границы, причем в самое сложное время — в начале войны — процент был еще выше. Суммарно за четыре года в СССР было ввезено около трех миллионов тонн нефтепродуктов на сумму почти в миллиард рублей. И примерно половину всех поставок составлял высокооктановый авиационный бензин.

>

22

тысяч

самолетов, поставленных в СССР за годы войны союзниками нуждались в горючем

~

2/3

всего авиационного бензина шло в СССР из-за границы

К 1943 году потребность в авиационном топливе еще больше возросла, поскольку машин в наших ВВС становилось все больше и летали они куда чаще и дальше, чем в начале войны. Тогда инженеры (в том числе концерна Shell) придумали дополнительные присадки к топливу, улучшавшие его свойства. В России такие присадки не производили, их поставляли страны-союзники по антигитлеровской коалиции. По официальным данным, с апреля 1943 года по май 1945 года именно в полевых условиях (то есть на фронтовых и армейских базах горюче-смазочных материалов) было произведено 53 процента от всего объема высокооктанового бензина.

Не менее важной оказалась и помощь союзников при внедрении передовых технологий в производство. Благодаря им, в частности, значительно улучшилось качество переработки нефти на действующих предприятиях СССР, а также качество производимого в стране искусственного каучука, потребность в котором во время войны многократно увеличилась.

Мы не знаем в точности, какой именно процент из поставленного по ленд-лизу топлива и продуктов нефтехимии были произведены на заводах концерна Shell, ведь поставки велись централизованно, да и о статистике в те страшные годы думали не в первую очередь. Но учитывая общую долю на рынке, легко догадаться, что вклад Shell в помощь СССР был весьма значительным. Впрочем, одними поставками нефтепродуктов дело не ограничивалось.

Танкер уходит в небо

С началом войны грузовой флот Shell дружно встал под флаг Union Jack. Суда входили в состав конвоев, сопровождали боевые эскадры в походах, прорывали блокаду Мальты, гибли от вражеских бомб и торпед, перевозя важнейшие стратегические грузы через Атлантику, Тихий и Индийский океаны. О боевых кораблях и их подвигах написано много, гораздо меньше известно о танкерах — беззаветных тружениках войны. Часто о последних минутах жизни плавучих факелов было уже некому рассказать. Но еще меньше известно о том, что с началом войны некоторые танкеры были переоборудованы в авианосцы.

Acavus

Alexia

Adula

Ancylus

Miralda

Rapana

Gadila

Macoma

Под британским флагом ходили переоборудованные в авианосцы танкеры Acavus, Alexia, Adula, Amastra, Ancylus, Miralda и Rapana, а под нидерландским — Gadila и Macoma. Все эти суда принадлежали концерну Shell.

Почему возникла необходимость в подобном перевооружении? Дело в том, что, несмотря на общее превосходство союзных флотов, их сил не хватало на все театры военных действий. Приходилось держать отряды кораблей и против Японии на Тихом океане, и против Италии в Средиземном море, и против Германии на Севере Европы. Военно-морские силы Оси старались не ввязываться в открытый бой, но сильно затрудняли коммуникации и наносили большой урон флотам союзников. Особенно это чувствовалось на Севере, на пути следования конвоев из Англии и Исландии в российские порты Мурманск и Архангельск. Причем если с обороной от боевых кораблей противника британские ВМФ справлялись, то перед атаками вражеской авиации и подводных лодок часто оказывались бессильны. Корабли эскорта — эсминцы и легкие крейсера — могли защитить себя, а вот прикрыть разбросанные на несколько километров суда конвоев они были просто не в состоянии.

Авианосцев же в составе британского флота не хватало. Тогда встал вопрос о том, что корабли конвоев должны защищать себя сами. Зенитного и артиллеристского вооружения, оказалось недостаточно, и тогда пришла идея, приспособить палубы танкеров под взлетную полосу для самолетов. Кроме нескольких зерновозов и сухогрузов в торговые авианосцы (MAC, merchant aircraft carrier) были переоборудованы и танкеры концерна Shell.

Это были однотипные суда водоизмещением около 8 тысяч тонн, развивавшие скорость до 12,75 узла. Экипаж состоял из 118 человек, из которых на долю чинов военного флота приходилось 64 моряка. Каждый торговый авианосец нес на борту 3-4 самолета, которые стояли прямо на палубе. Для дополнительной защиты от авиации и небольших судов противника имелось 4-дюймовое (100-миллиметровое) универсальное скорострельное орудие, четыре 20-миллиметровых зенитки «Бофорс» и шесть 20-миллиметровых зенитных автоматов «Эрликон». Казалось бы, силы не велики, но в тех условиях их помощь оказалась едва ли не решающей.

8

тысяч тонны

водоизмещение танкера

118

человек

в экипаже

64

моряка

Арктическим конвоям сильно досаждали немецкие торпедоносцы и бомбардировщики, базировавшиеся на севере Норвегии. В этой части перехода британские ВВС уже не могли прикрыть свои корабли с воздуха, и в какой-то момент конвои оставались один на один с врагом. Но и немецкие истребители не могли постоянно сопровождать свои торпедоносцы, запас топлива у них был ограничен. Пока в составах арктических конвоев не появились торговые авианосцы, это было не принципиально — фашисты почти безнаказанно могли топить беззащитные транспорты. Но даже нескольких истребителей, способных подняться навстречу вражеским бомбардировщикам, было достаточно, чтобы соотношение сил изменилось. Хищники из люфтваффе сами превращались в дичь. Потери врага, особенно в самолетах-торпедоносцах, становились слишком большими, и довольно скоро они перестали тревожить конвои.

Для сравнения, в 1942 году арктические конвои суммарно потеряли 69 транспортов, а в последующие годы всего 16. Перелом по времени совпал с появлением на море переоборудованных торговых авианосцев.

Решение оказалось на практике столь эффективным, что для охраны конвоев был специально разработан целый класс судов, получивший название — эскортных авианосцев. Уже в 1944 году танкеры Shell стали принимать свой привычный облик. Им на смену пришли эскортные авианосцы, благо к концу войны их строилось уже достаточно. Теперь важнее было сосредоточиться на доставке горючего. Но корабли Shell выполнили свою задачу, вписав важную страницу в героическую историю беспримерных по мужеству арктических конвоев и битвы за Атлантику.