01

02

03

04

05

06

Русский след

С королевским размахом

Back in USSR

Топливо для «королевских гонок»

Новая реальность

Люди Shell

Успешным развитием своего бизнеса концерн Shell во многом обязан России.

В разное время в Shell трудились действительно великие люди, прославившие себя в самых разнообразных областях науки, культуры, политики и бизнеса. Это и выдающийся английский писатель и поэт Роальд Даль, в 1930-е годы работавший для концерна в Восточной Африке; и австралийский химик Джон Корнфорт — лауреат Нобелевской премии 1975 года, возглавлявший лабораторию химической ферментологии компании Shell Research Ltd в Ситтингборне; и сэр Генри Детердинг — руководитель Royal Dutch, во многом благодаря которому произошло слияние этой компании с Shell, а также многие-многие другие.

Ниже мы расскажем о трех очень непохожих людях, оставивших ярчайший жизненный след не только в деятельности Shell.

Сэр Маркус Сэмьюэль

Конец XIX века. Политическая ситуация в Китае накаляется, растет народное недовольство, повсеместно организуются отряды ихэтуаней, призывающих освободить Поднебесную от иноземного присутствия. Британская корона вынуждена реагировать. В начале 1898 года из Англии на Дальний Восток выходит новейший эскадренный броненосец «Викториес», призванный усилить британскую эскадру в неспокойном регионе и помочь в наведении порядка. 16 марта корабль входит в гавань египетского Порт-Саида, с которой начинается Суэцкий канал, и… прочно садится на мель. То ли лоцман ошибся, то ли глубина оказалась неприемлемой для могучего броненосного судна.

Два дня несколько мощных портовых буксиров пытались сдвинуть махину (водоизмещение 16 тысяч тонн, осадка более 8 метров) с места — но безуспешно. Ситуация выглядела критической, речь зашла о глобальных и чрезвычайно дорогих дноуглубительных работах или даже о необходимости разрезать корабль. А он, между прочим, стоил более миллиона фунтов стерлингов.

И тут на горизонте появился танкер «Пектен», один из кораблей компании Shell Transport & Trading Company. Каким-то образом ему удалось не только пришвартоваться к терпящему бедствие броненосцу, но и сдернуть его с мели. Боевой корабль без повреждений продолжил плавание, а главу концерна Shell Маркуса Сэмьюэля пригласили ко двору. От любых денежных компенсаций за потраченное время и усилия бизнесмен отказался, что лишний раз убедило всех, что Сэмьюэль — настоящий патриот и верный подданный британской короны, достойный рыцарского звания. Маркус Сэмьюэль стал сэром Маркусом Сэмьюэлем.

Впрочем, сказать, что сэра Маркуса наградили лишь за помощь королевскому флоту, было бы несправедливо. Он был весьма известной и популярной общественной фигурой, в 1894 году занимал пост шерифа Лондона, то есть был представителем правительства в органах местного самоуправления. Он ведал полицией и уголовным розыском столицы, следил за организацией выборов в парламент и исполнением судебных решений.

А еще раньше его избирали олдерменом (членом муниципального света) района Портсоукен-Уорд, расположенного в знаменитом лондонском Сити.

Но вершины своей общественной карьеры сэр Маркус добился в 1902 году, когда стал лорд-мэром Лондона. Это весьма почетная должность, учрежденная еще в 1189 году. По сути, лорд-мэр является главой Лондонской городской корпорации (администрации района Сити). Он ежегодно избирается на Михайлов день собранием 108 традиционных гильдий лондонского Сити. Функции его сводятся в основном к поддержке и продвижению финансовых компаний Сити, и управлению текущими делами. Одновременно лорд-мэр является канцлером Лондонского городского университета. По окончании годичного пребывания на этом посту Маркусу Сэмьюэлю был дарован титул баронета. Такова традиция. Отныне он именовался баронетом Бирстедом, а с 15 июня 1921 года — первым бароном Бирстедом из Мейдстоуна, имевшим право передавать титул по наследству. 16 июня 1925 года Маркус Сэмьюэль получил титул виконта, став первым виконтом Бирстедом из Мейдстоуна. Стоит заметить, что титул виконта является весьма почетным, в частности его имел один из самых популярных героев Великобритании адмирал Горацио Нельсон.

Инженер Ландау

Как же все-таки причудливы бывают иной раз жизненные хитросплетения. Вот если бы замечательному технологу Давиду Львовичу Ландау в бытность его главным инженером Бакинского представительства концерна Shell сказали, что его маленький сынишка впоследствии получит всемирно знаменитую премию, которую учредят главные конкуренты из семьи Нобелей, он бы очень удивился. Однако именно так все и произошло.

В начале ХХ века юг Российской империи, и в первую очередь нефтеносный Баку, был ареной яростных конкурентных схваток между крупнейшими нефтедобывающими компаниями. Прежде всего, братьев Нобель, Рокфеллер, Ротшильд и братьев Сэмюэль. Естественно, боролись они и за квалифицированных специалистов, которых в те годы было мало. Одним из таких бриллиантов был инженер-технолог, специалист по нефтедобыче и переработке углеводородов Давид Ландау. И когда Shell удалось получить его в свою команду, это во многом предопределило будущий успех англо-голландского концерна.

Ландау родился в Могилеве, с медалью окончил гимназию (на год раньше срока) и уехал учиться в Санкт-Петербург. Удивительным образом, его будущая супруга тоже происходила из Могилева, хотя познакомились они в столице. В начале века студентка мединститута Любовь Вениаминовна Гаркави проходила практику в клинике Петербургского университета. Однажды она принимала роды у молодой женщины. Роженицу навещал брат, это и был Давид Ландау. Он безумно влюбился в красавицу-практикантку и сумел добиться взаимности. Они поженились. И когда молодой инженер получил от Shell предложение поработать на каспийских нефтепромыслах, Любовь Вениаминовна Ландау-Гаркави отправилась вместе с мужем.

Семья Ландау сначала поселилась на окраине Баку в Балаханах, ближе к работе супруга. Вскоре у них родилась дочь, а в 1908 году сын, в честь дедушки названный Львом. Благодаря квалификации и трудолюбию Ландау-старшего очень скоро назначили главным инженером предприятий Shell, а его супруга работала в Балаханах акушеркой. Когда пришла пора учить детей, семья перебралась в центр Баку. Давид Львович занял квартиру на третьем этаже большого дома на углу Торговой и Красноводской. Сейчас это перекресток улиц Самеда Вургуна и Низами. Дом под номером 68 сохранился по сей день, на нем висит мемориальная доска, а бакинцы называют его не иначе как «дом Ландау».

Родители уделяли много внимания воспитанию детей: в доме инженера жила гувернантка-француженка, приходили учителя музыки, ритмики и рисования. Мать научила детей читать и писать.

Лев с детства показывал уникальные математические способности, «интегрировать научился лет в 13, а дифференцировать умел всегда». В четырнадцать лет Ландау-младший поступил в Бакинский университет, где обучался одновременно на двух факультетах: физико-математическом и химическом. За особые успехи был переведен в Ленинградский университет.

Уникальные способности передались будущему нобелевскому лауреату от отца. Известен такой случай. Еще до революции в Баку инженера Ландау с целью выкупа похитили бандиты. Они заставили его написать домой письмо. Он согласился, но написал так, чтобы супруга сразу поняла, что письмо написано под давлением. Обращение «Моя дорогая женушка» и подпись он употребил такие, каких никогда не использовал, обращаясь к жене. Любовь Вениаминовна по всему Баку собрала деньги и выкупила мужа. Бандиты везли его туда и обратно с завязанными глазами, но он считал повороты и запомнил дорогу. И когда следующим похищенным оказался сын известного пианиста, Давид Львович помог спасти его и поймать бандитов, точно вычислив место их пребывания.

Помимо инженерной деятельности, Давид Ландау занимался и прикладной наукой. Он автор нескольких статей, и прогрессивной технологии добычи нефти. Но особенно эффективно инженер Ландау занимался разработкой способов тушения нефтяных фонтанов.

После революции Ландау-старший продолжал работать в нефтяной отрасли, но уже на более скромных должностях. К сожалению, советская власть не всегда ценила старые кадры. Несколько раз его даже арестовывали, правда, быстро отпускали. В 1930-е семья вернулась в Ленинград, а во время войны была эвакуирована в Челябинск, где инженер Ландау и скончался после тяжелой болезни. Конечно, слава великого сына затмила скромные свершения его отца-инженера российского подразделения Shell, но без его наставлений и личного примера мир вряд ли узнал бы имя великого физика Льва Ландау.

Герой неба

Всем россиянам отлично известна история нашего знаменитого летчика Алексея Маресьева, но мало кто знает, что он не единственный, кому удалось вернуться в небо после ампутации ног. Одним из таких героев был британский офицер, сэр Дуглас Роберт Бэйдер.

Он родился в Лондоне в 1910 году, на шесть лет раньше Алексея Маресьева. В 1928 году поступил на службу в Королевские военно-воздушные силы и вскоре стал пилотом. 14 декабря 1931 года во время тренировочного полета на аэродроме Вудли, демонстрируя пилотаж на сверхмалой высоте, молодой летчик не справился с управлением, и его самолет врезался в землю. Пилот выжил, но потерял обе ноги: правую ему ампутировали выше колена, левую — на 15 сантиметров ниже колена. В летном журнале подразделения, где он служил, в тот день появилась собственноручная запись: «Разбился, делая бочку над самой землей. Плохо выступил».

Бэйдер смог снова вернуться в армейский строй, но уже в 1933 году он был отправлен в отставку по состоянию здоровья. Однако настоящий летчик мечтал о небе и нашел способ вернуться к полетам. Такую возможность ему предоставили в Asiatic Petroleum Company (дочерней компании Shell), где он и работал до начала Второй мировой войны.

Как только над Европой стали сгущаться тучи, Бэйдер снова попросился в истребительную авиацию британских ВВС. Учитывая дефицит опытных пилотов и квалификацию Дугласа, теперь его взяли. Свою первую победу он одержал в 1940-м в небе над Дюнкерком. В ходе знаменитой воздушной Битвы за Англию Бэйдер лично сбил 20 самолетов противника и еще четыре в группе. И это не считая шести неподтвержденных побед! Летчик-ас получил звание майора, командовал крылом (эскадрильей), был награжден орденами, а еще поражал товарищей своим бесстрашием и разными чудачествами. Например, возвращаясь с успешно выполненного задания, он имел обыкновение выкуривать трубку прямо в кабине своего истребителя! Вообще-то, ни один здравомыслящий человек не стал бы зажигать спичку в кабине «Спитфайра», но подобные манеры добавляли веса мифу о неуязвимости Бэйдера. Для тех, кто никогда не летал в боевых условиях, подобные факты просто не поддаются пониманию.

Джонни Джонсон из 616-й эскадрильи писал:

«Когда говорит командир и слышен его спокойный энергичный голос, мы отлично понимаем, что вот сейчас, здесь, в небе мы связаны такой близостью, какую редко когда удается почувствовать на земле. Невидимые нити доверия и товарищества объединяют нас, а Дуглас Бэйдер защитит и сохранит всех во время полета»

Но военная удача изменчива, и 9 августа 1941 года над территорией Франции «Спитфайр» Бэйдера был подбит. Ему удалось выпрыгнуть с парашютом, но протезы оказались зажаты в кабине. Избежать плена не было никакой возможности.

Когда немцы поняли, что им удалось пленить летчика без обеих ног, они были шокированы и восхищены его мужеством. Через правительства нейтральных государств офицеры люфтваффе обратились к истребительному командованию Великобритании с предложением выслать для героя запасной протез. Летчики договорились о том, что самолет с «запасной ногой» пройдет специально выделенным коридором и беспрепятственно сбросит груз над заранее условленным местом, что и было исполнено. Кстати, после этого британские истребители вернулись к выполнению задания и в этом вылете еще сбили одиннадцать «мессершмиттов».

Майора сначала поместили в офицерский лагерь и обращались с ним довольно лояльно. Немецкие пилоты иногда заходили к нему, чтобы выразить уважение и пообщаться со знаменитым асом. Но как только представилась возможность, Бэйдер бежал и примкнул к отряду французского Сопротивления. Ему опять не повезло: он был схвачен немцами, переправлен в Германию и до конца войны томился в лагере «Колдитц». Впрочем, он не оставлял попыток побега, пока начальник лагеря не пригрозил отобрать у него «ноги».

В апреле 1945-го лагерь был освобожден американскими войсками, и майор Бэйдер сразу стал искать возможность вернуться на фронт. Он мечтал совершить еще несколько вылетов до окончания войны, но его отправили в учебный отряд. Зато вполне заслуженной наградой ему стало командование воздушным парадом над Лондоном в честь победы.

На следующий год пилот вышел в отставку. Ему предлагали множество престижных мест работы, но Дуглас, по его словам, «из принципа» снова выбрал Shell. Возможно, главной причиной для такого решения было то, что в компании были готовы использовать его как действующего летчика. Дуглас Бэйдер до 1969 года работал управляющим директором компании Shell Aircraft, а его карьера пилота завершилась лишь в 1976 году, за шесть лет до смерти. Полковник Бэйдер был возведен в рыцари, стал командором Ордена Британской империи, а также кавалером ордена «За выдающиеся заслуги» и ордена «За выдающиеся летные заслуги».

Скончался он в 1982 году за рулем своего автомобиля, когда собирался ехать на турнир по гольфу. Имя полковника сэра Дугласа Бэйдера навечно вписано в историю британских королевских ВВС и в летопись компании Shell.