01

02

03

04

05

06

Русский след

С королевским размахом

Люди Shell

Back in USSR

Топливо для «королевских гонок»

Новая реальность

Все когда-нибудь возвращается на круги своя, и в 1992 году Shell вернулся в Россию. Постепенно  наращивая обороты, концерн по объему вложений стал одним из крупнейших иностранных инвесторов в нашей стране. Логотип Shell можно увидеть более чем на двухстах заправочных станциях вдоль российских дорог — в миллионы автомобильных двигателей залиты высококачественные моторные масла Shell, совместные предприятия концерна с российскими компаниями разрабатывают месторождения в Западной Сибири и на Дальнем Востоке... Давайте сосредоточимся лишь на самых знаковых проектах концерна в России.

Первая платформа, первый СПГ

История проекта «Сахалин-2» уходит корнями в восьмидесятые, когда на северо-восточном шельфе острова Сахалин, примерно в полутора десятках километров от берега, было открыто сначала Лунское газоконденсатное месторождение, а спустя два года — Пильтун-Астохское нефтяное.

Их огромные перспективы были очевидны, однако ни собственных технологий для работы на шельфе, ни средств на их приобретение за рубежом у СССР тогда не было.

«моликпак» на языке эскимосов — коренных жителей арктических районов северо-американского континента, откуда «приехала» платформа, — означает «большая волна».

После появления Российской Федерации как независимого государства и разворота в экономической политике начала 90-х появилась возможность создания взаимовыгодного консорциума. Россия вошла в него как владелец месторождений, а иностранные партнеры как инвесторы и обладатели технологий. Так родилась компания «Сахалин Энерджи», оператор проекта «Сахалин-2». Акционерами компании сегодня являются ПАО «Газпром» (50% плюс 1 акция), Shell (27,5% минус 1 акция) и японские компании Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). На первом этапе речь шла о сезонной разработке нефтяного месторождения с помощью производственно-добывающего комплекса «Витязь». Он состоял из четырех элементов: нефтедобывающей платформы «Моликпак», двухкилометрового подводного трубопровода, одноякорного причала для загрузки танкеров, а также плавучего нефтехранилища «Оха». Сезонным он был потому, что функционировал лишь 180 дней в году, когда море не сковано льдами. Первая нефть «Витязя» была отправлена покупателям в 1999 году. Это было лишь начало. Параллельно, на берегу шло строительство второго этапа проекта, который должен был сделать работу платформы круглогодичной. Платформа «Моликпак» вошла в историю как первая морская добывающая платформа, установленная на российском шельфе. Ширина платформы «Моликпак» — 120 метров, вес почти 38 тонн. На платформе работают и живут более 130 человек.

120

метров

ширина платформы «Моликпак»

38

тонн

вес платформы «Моликпак»

130

человек

живут и работают на платформе

Вся система заработала в 2008 году. Вместо танкера-накопителя нефть по специально построенному подводному и 800-километровому магистральному наземному трубопроводу пошла на юг острова — на новый производственный комплекс «Пригородное». В рамках второго этапа проекта у платформы-ветерана «Моликпак» появились две «сестры»: «Лунская-А» и «Пильтун-Астохская-Б». Первая была установлена на шельфе Охотского моря в июне 2006 года, вторая — в июле 2007-го. При сооружении этих платформ впервые в мире были использованы маятниковые опоры скользящего типа. Они представляют собой сейсмоизолирующие подшипники скольжения, не только гасящие сейсмические колебания, но также помогающие снизить ледовые и волновые нагрузки на платформу в спокойном состоянии. В сложнейших условиях Сахалина это очень важно. Транспортировку нефти и газа с морских платформ на берег обеспечивает система морских трубопроводов общей длиной 300 километров. Они имеют мощное антикоррозийное покрытие, неофициально именуемое «рыцарскими латами», предназначенное для защиты от разрушающего воздействия морской воды. Далее подводная система вливается в общую магистральную ветку. Всего в рамках проекта «Сахалин-2» проложено 1600 километров наземных трубопроводов. Две трубы — нефтяная и газовая — идут параллельно друг другу. Вдоль них проложена волоконно-оптическая линия связи.

Лунская-А

Лунская-А

Пильтун-Астохская-Б

Маятниковые опоры скользящего типа

Производственный комплекс «Пригородное» — это сердце всего проекта, здесь расположен первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), терминал отгрузки нефти и собственно одноименный порт. Сюда стекаются нити нефте- и газопроводов от всех трех добывающих платформ. Естественно, возникает вопрос: почему завод расположен в 800 километрах от мест добычи, на другом конце острова? Ответ кроется в географии и удивительных природных условиях Сахалина.

-

50

ºC

зимние морозы на севере Сахалина

-

70

ºC

ощущение холода при штормовом ветре

-

30

ºC

ощущение холода при штормовом ветре

Платформа «Пильтун-Астохская-А» (ПА-А, «Моликпак»)

Платформа «Пильтун-Астохская-Б» (ПА-Б)

Насосно-компрессорная станция (НКС) №2

Платформа «Лунская-А» (ЛУН-А)

Завод по производству сжиженного природного газа (СПГ)

Терминал отгрузки нефти (ТОН)

Остров вытянут почти на тысячу километров, поэтому природные и климатические условия на севере и юге различаются очень сильно. Например, залив Анива на юге Сахалина из-за теплых течений зимой практически не замерзает, хотя на его побережье температура может опускаться до –30ºC. Что касается северной части острова, то здесь зимние морозы могут переваливать за –50ºC, а лед стоит по полгода. При штормовом ветре ощущение холода соответствует температуре –70ºC! Регулярно случаются мощные снегопады и метели, что ведет к параличу транспортного сообщения на самом острове. А месторождения расположены как раз в северной части. Строить заводской и портовый комплексы здесь было бы не гуманно по отношению к людям, которым пришлось бы здесь трудиться, и рискованно для судоходства из-за частых бурь и штормов. Другое дело, на юге острова. Главная сложность заключалась в экологической безопасности трубопроводов, чему и было уделено особое внимание. После нескольких лет экспертиз и проверок российское правительство утвердило сертификат на строительство.

9,6

миллиона

тонн сжиженного природного газа в год

4,5%

доля сахалинского СПГ на мировом рынке

~

6%

доля сахалинского СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Проектная производительность завода СПГ — 9,6 миллиона тонн сжиженного природного газа в год, однако за счет оптимизации ее удалось несколько повысить. В 2016 году доля сахалинского СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе составила около 6%, на мировом рынке — около 4,5%. Весь объем добываемого газа и нефти уже расписан по контрактам на двадцать лет вперед.

Югра. Технологии будущего

Западная Сибирь. Югра. Поселок Салым. Несколько разведанных месторождений с извлекаемыми запасами высококачественной нефти примерно в 140 миллионов тонн. 

140

миллионов

тонн нефти в год

Ситуация схематично схожая с сахалинской. Уникальные запасы углеводородов были разведаны советскими геологами еще в 1966 году, но сил и средств на их разработку у государства не хватало. В середине девяностых местные нефтяники (лицензию на добычу получила компания «Эвихон») поняли, что одним им будет сложно разработать непростые месторождения, поэтому стали искать партнеров. Выбрали Royal Dutch Shell, во-первых, как компаньона безупречного с точки зрения деловой репутации, а во-вторых, как обладателя новейших и самых передовых технологий. На паритетных началах создали компанию-оператор «Салым Петролеум Девелопмент». Через некоторое время «Эвихон» продала свой пакет компании «Газпром нефть», которая теперь в той же пропорции 50 на 50 совместно с Shell ведет этот уникальный проект.

2003

Реальные работы по разработке Салымской группы месторождений начались в сентябре 2003 года. Первым делом нужно было создать инфраструктуру: дороги, промысловые резервуары, вахтовые лагеря, складские помещения, линии электропередачи. Параллельно шел исследовательский и подготовительный этап программы буровых работ.

2004

И лишь через год, в августе 2004-го нефтяники пробурили первую поисково-разведочную скважину на Верхнесалымском месторождении, которая вскрыла нефтеносный пласт. 

2005

В 2005 году компания завершила строительство первоочередных объектов промысловой инфраструктуры, включая 88-километровый нефтепровод внешнего транспорта нефти, 50-километровую всесезонную автомобильную дорогу, объекты энергоснабжения, нефтесборные сети, первую очередь установки подготовки нефти. Лишь после этого можно было говорить, что пройдена подготовительная стадия и можно запускать месторождения в промышленную эксплуатацию. Современная цивилизация и новые технологии пришли в эти недавно еще совершенно дикие места, теперь наступила пора быстрого освоения недр.

2005 2006 2007 2008

В 2005 году было добыто 200 тысяч тонн, в 2006-м — более двух миллионов, в 2007-м — уже более четырех миллионов, в следующем — более шести. К этому времени ввели в строй газотурбинную электростанцию, позволяющую перерабатывать попутный нефтяной газ в электроэнергию, полностью покрывающие собственные нужды нефтяников.

Максимума почти в восемь с половиной миллионов тонн проект достиг к 2011 году, а в сентябре 2011 года был установлен суточный рекорд добычи — 24 597 тонн (177 472 баррелей) нефти.

«умные скважины» (интернациональное название — Smart Wells)

Но главный предмет гордости югорских нефтяников — это не объемы добычи, а новейшие технологии. Одно из месторождений Салымской группы — Ваделыпское — стало первым в России, на котором была применена технология так называемых «умных скважин», разработанная инженерами Shell. Это комплексная инновационная система, предназначенная для удаленного контроля добычи нефти и закачки жидкости в пласт. Она позволяет в режиме реального времени вести раздельный учет добычи по отдельным пластам, а также регулировать в нагнетательных скважинах закачку воды.

«умные месторождения» (интернациональное название — Smart Fields)

Логичным продолжением внедрения новейших технологий стало развертывание первой в России системы удаленного мониторинга и управления «умные месторождения». Сегодня комплекс «умных технологий» реализован на всех скважинах Салымской группы. Управление скважинами ведется из центра контроля, где специалисты компании обрабатывают получаемые данные, меняя при необходимости параметры работы скважинного оборудования. В результате информация по каждому кусту скважин рассматривается в режиме реального времени, а необходимые решения принимаются непрерывно и без задержек.

Резервуары для хранения нефти

А последним по времени внедрения является технология повышения нефтеотдачи пласта на основе АСП. Это сокращение складывается из первых букв особого реагента, состоящего из анионного поверхностно-активного вещества (ПАВ), соды и полимера (по первым буквам получается АСП). Как известно, традиционно применяемые технологии позволяют извлекать не более 30–40% находящейся в пластах нефти, а АСП позволяет добыть дополнительно еще от 15 до 30% черного золота.

2009

В 2009 году на одной скважине Западно-Салымского месторождения прошли испытания, которые продемонстрировали возможность выработки до 90% оставшейся после заводнения нефти.

2013

С 2013 года компания реализует пилотный проект АСП, в рамках которого было построено семь скважин, включая четыре нагнетательные и по одной — для добычи, взятия проб и наблюдения.

2016

Ключевой объект данного эксперимента — установку для смешения АСП — запустили в марте 2016 года.

Торжок. Нашим маслом не испортишь

200

миллионов

литров смазочных материалов в год — выпуск завода в Торжке

В старинном городе Торжке, что в Тверской области, расположен единственный пока в России комплекс по производству смазочных материалов, который построила крупная международная компания. Этот высокотехнологичный завод, выпускающий продукцию под брендом с изображением ракушки, имеет полный производственный цикл, включая мощности по конечной фасовке.

2009

«блендинг» — смешение

Строительство завода началось в 2009 году, а в октябре 2012 года он был введен в эксплуатацию. Завод рассчитан на выпуск 200 миллионов литров смазочных материалов в год и является одним из крупнейших предприятий такого рода в структуре Shell. Он производит широчайшую линейку моторных масел, масел для судовых двигателей, промышленных смазочных материалов, а также гидравлических и трансмиссионных масел. Предприятие оснащено более чем двадцатью резервуарами для хранения базовых масел и таким же количеством емкостей для присадок, используемых при смешении (правильнее говорить «блендинге») базовых масел и пакетов присадок. Каждая партия строжайшим образом проверяется в заводской лаборатории.

Расфасовка масла в пластиковую тару (одно- и четырехлитровые канистры) производится на двух автоматических линиях, способных выпускать ежечасно почти шесть с половиной тысяч литровых и четыре тысячи четырехлитровых канистр. Еще две линии фасуют масла в металлические бочки емкостью 209 литров, они способны производить до 120 бочек в час. Кроме того, имеется линия розлива масла в 20-литровые ведра из расчета 320 ведер в час.

120

бочек в час

емкостью 209 литров производится на двух линиях фасовки

320

ведер в час

розлив в 20-литровые ведра

Такие скорости требуют особого контроля за безопасностью производственного процесса. Именно поэтому на заводе особенно пристальное внимание уделяется принципам бережливого производства и правилам техники безопасности. Специалисты Shell разработали специальную программу «Цель-Ноль», задача которой — избежать любых нештатных ситуаций, способных причинить ущерб как сотрудникам предприятия, так и окружающей среде. И Shell гордится тем, что программа работает

за более чем 2,3 миллиона человеко-часов не произошло ни одного ЧП

Культура безопасного труда является неотделимой частью повседневной деятельности и помогает новым сотрудникам подрядных организаций быстро адаптироваться к принятым в компании высоким требованиям. Завод является не только постоянным участником мероприятий в области охраны труда на областном и государственном уровне, но и лидером этого направления.

И, что очень важно, на заводе работают исключительно граждане Российской Федерации, включая руководство. В 2013 году филиал ООО «Шелл Нефть» в Торжке получил «Сертификат доверия работодателю» — это гарантия соблюдения трудовых прав работодателя перед работниками. Это стиль работы компании, который всегда будет в приоритете.

АЗС под знаком ракушки. Удобство и надежность

Расстояние от Москвы до Торжка составляет примерно 250 верст, а это минимум три с половиной часа в пути по старой «Государевой дороге». И чтобы дорожные неприятности никого не застали врасплох, на помощь всегда готовы прийти фирменные АЗС «Шелл». Сегодня концерну принадлежит крупнейшая в мире розничная сеть, работающая под единым брендом и насчитывающая более 43 тысяч АЗС в более чем 80 странах мира. Ежедневно услугами заправок «Шелл» пользуются свыше 25 миллионов клиентов, в том числе и в России. Причем отечественный рынок концерн считает одним из ключевых для будущего развития. «Шелл» продолжает увеличивать сеть своих АЗС в России не только за счет прямых инвестиций и строительства новых станций, но и посредством привлечения надежных локальных партнеров. В настоящее время в России работает более 215 заправок с ракушкой на эмблеме.

43

тысячи

АЗС принадлежит концерну

в

80

странах мира представлены АЗС «Шелл»

25

миллионов

пользуются услугами заправок «Шелл» ежедневно

Вот уже несколько лет подряд автомобилисты всего мира называют «Шелл» брендом номер один. Завоевать доверие клиентов концерну удалось благодаря высокому качеству топлива, большому ассортименту услуг и безупречному обслуживанию. АЗС «Шелл» оборудованы системой улавливания и рекуперации паров топлива из резервуаров и бензобаков клиентов, тем самым сводя к минимуму количество вредных выбросов в воздух. Все станции полностью оборудованы для посещения людьми с ограниченными возможностями. Есть кафе Deli2Go, магазин, бесплатный туалет и беспроводной доступ в интернет. На станциях работают заправщики, готовые предоставить дополнительные услуги во время заправки – помыть стекла, заправить бачок омывателя, проверить уровень масла. Наконец, наша 200-я АЗС в столице, расположенная на 72-м километре МКАД, является первой станцией концерна в России, которая оборудована зарядным устройством для электромобилей. И по мере развития этого вида транспорта сеть электрозаправок будет увеличиваться.