01

02

03

04

05

06

С королевским размахом

Люди Shell

Back in USSR

Топливо для «королевских гонок»

Новая реальность

Русский след

Успешным развитием своего бизнеса концерн Shell во многом обязан России.

Запах нефти

первый логотип Shell

Родился Маркус Сэмьюэль в Лондоне, где его отец — тоже Маркус и тоже Сэмьюэль держал лавку колониальной торговли неподалеку от Тауэра. Эмблемой его магазина была та самая раковина (по-английски shell), которая по сей день остается символом мирового концерна.

Но то было лишь начало, предтеча бизнеса, а реальные большие дела семьи Сэмьюэлей начались действительно в России. Правда, транзитом через Японию. Когда старший сын и наследник бизнеса повзрослел и выучился, Маркус-старший (отец) отправил его на Дальний Восток, для организации закупок товаров по оптимальным ценам. К этому времени торговля расширилась, и ассортимент ее стал самым разнообразным — от пряностей, до украшений. В Йокогаме Маркус обзавелся связями, получил хороший опыт и довольно быстро стал одним из лучших специалистов в торговой логистике, во всяком случае в том, что касалось связей между Европой и Дальним Востоком. Он знал нужных людей, цены, потребности, судовладельческие компании и их возможности, особенности таможенной системы и работы портов. К своим двадцати семи годам Маркус превратился в специалиста, который уже сам по себе являлся большим капиталом. Пора было выходить на новый уровень.

Но очевидно, что для организации серьезного бизнеса нужны большие деньги, а их у семьи Сэмьюэлей тогда еще не было. Поэтому, когда на Маркуса вышли представители знаменитой семьи Ротшильдов и предложили сотрудничество, он ответил согласием. Для того, чтобы понять дальнейший ход событий, необходимо знать расклад сил, сложившийся в то время на совсем еще молодом нефтяном рынке мира. Все началось с открытия процесса крекинга нефти в середине XIX века. Перспективы нового топлива достаточно быстро стали очевидными и началась всемирная нефтяная гонка. К началу 1890-х годов мировой рынок нефтепродуктов делили небезызвестный американский магнат Джон Рокфеллер, братья Людвиг, Роберт и Альфред Нобели, и французская «ветвь» семейства Ротшильдов.

Джон Рокфеллер

Барон Альфонс Ротшильд

братья Нобели

Рокфеллер был монополистом на американском континенте, но пытался активно проникать и в другие части света, прежде всего, в Европу. Нобели, сосредоточили в своих руках добычу нефти в Бакинском нефтяном районе на Каспии, и играли первую скрипку на российском рынке. Хотя братья по происхождению были шведами, их компания считалась российской. Что касается Ротшильдов, то они с 1870-х годов владели компанией «Батумское нефтепромышленное и торговое общество» (БНИТО), которое вскоре переросло в «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество».

У Ротшильдов были отличные перспективы по добыче нефти, но возникали проблемы с рынками сбыта. Именно поэтому они решили привлечь человека, способного помочь им выйти в Дальневосточный регион и прежде всего, в Японию, в которой как раз начинался бурный промышленный рост.

Почему выбор пал на Маркуса Сэмьюэля — понять несложно. В первую очередь, исходя из его дальневосточного опыта и знания логистики. Во-вторую, его рекомендовал известный лондонский нефтяной брокер Фредерик Лэйн, который вел дела и с Ротшильдами, и с Сэмьюэлями. И, наконец, сыграли свою роль безупречная деловая репутация…и немного удачи. Маркус принял предложение и выехал в Батум, где располагалась российская штаб-квартира Ротшильдов. Маленькая, но гордая и независимая раковина входила в большой нефтяной бизнес. На дворе стоял 1890-й год.

Флот выходит в море

Познакомившись с делами и оценив ситуацию, Маркус предложил свой вариант: проложить маршрут транспортировки нефтепродуктов через Суэцкий канал и далее в Индию и Китай. Логистическая выгода была очевидной, но проблема состояла в том, что администрация Суэцкого канала не допускала прохода нефтеналивных судов, опасаясь пожаров и связанных с этим убытков. Стоит отметить, что в то время большинство перевозивших нефтепродукты кораблей были или деревянными парусными (из таких состоял американский флот Рокфеллеров) или переоборудованными из судов другого типа и предназначения. То есть, когда корабль фрахтовали для перевозки нефти, в его трюм ставились прямоугольные емкости, куда сверху заливалась нефть. Когда же судно фрахтовала другая компания, емкости можно было вынуть и использовать корабль как сухогруз. Понятно, что перевозка на большие расстояния огнеопасных грузов была рискованной, так что позицию администрации Суэцкого канала понять можно.

Маршрут танкера «Мюрекс»

Но Маркуса и его младшего брата Сэма трудности не испугали. Компания Samuel, Samuel & Co взялась за прокладывание маршрута и устранение препятствий. Первая была технической и состояла в создании судов нового типа, которые удовлетворяли бы требованиям безопасности. Братья изучили все виды судов, существовавших на тот момент в мире и, взяв за основу ходившие по Каспию и Волге «наливные пароходы» братьев Нобелей, доработали их до океанского класса. Изменений было много. Они касались и морских судоходных качеств, и размеров и, что было очень важно, возможности танкеров работать в жарком климате. Это требовало особой конструкции резервуаров, которые допускали бы изменение объема нефти или керосина под влиянием температуры. Но по-другому убедить власти Суэцкого канала было бы невозможно. Параллельно велась кулуарная работа среди влиятельных политиков. Нужно было найти надежных союзников во властных кругах, чтобы лоббировать разрешение на проход танкеров через канал. Работа заняла два года, но в итоге все увенчалось успехом.. Решающей стала поддержка британского министра иностранных дел маркиза Солсбери и положительное заключение самой влиятельной в мире страховой фирмы Lloyd.

2 329

тонны

вместимость танкера

103

метра

длина судна

13

метров

ширина судна

2 329

тонны

вместимость танкера

Коммерческий успех оказался ошеломительным. За счет более короткого маршрута и отказа от бочек российский керосин на Дальнем Востоке оказался на треть дешевле американского, по старинке доставляемого парусниками вокруг мыса Горн. Панамского канала, как вы понимаете, тогда еще не было. Всего через три года Samuel, Samuel & Co фактически стали монополистами на дальневосточном рынке. Компания расширила свой флот до 12 танкеров, грузоподъемностью до семи тысяч тонн, которые безостановочно курсировали по маршруту. Из 69 танкеров, которые в 1895 году прошли через Суэцкий канал в Юго-Восточную Азию и на Дальний Восток, 65 шли под флагом компании братьев Сэмьюэль! У фирмы появились оборотные средства, которые можно было пустить на развитие бизнеса.

Из 69 танкеров, которые в 1895 году прошли через Суэцкий канал в Юго-Восточную Азию и на Дальний Восток, 65 шли под флагом компании братьев Сэмьюэль!

Пятого января 1892 года администрация Суэцкого канала дала официальное согласие на проход танкеров, а 28 мая первый танкер фирмы Samuel, Samuel & Co под названием «Мюрекс» (так называется одна из разновидностей морского моллюска) сошел со стапелей верфи William Gray and Company в Уэст-Хартлспуле (английское графство Дарэм). Его водоизмещение составляло 3564 тонны, а вместимость 2329 тонн. Длина судна составляла 103 метра, ширина — 13 метров. Первым капитаном «Мюрекса» стал Джон Каундон. 22 июля «Мюрекс» двинулся в Черное море, а в середине августа с грузом почти в четыре тысячи тонн керосина танкер вышел из Батума в Сингапур. Путь лежал через проливы Босфор и Дарданеллы, Суэцкий канал и Аденский залив. Рискованная идея братьев Сэмьюэль стала реальностью.

С Россией против Америки

Потерявший перспективный рынок Рокфеллер был в бешенстве. Памятуя о его характере, неудивительно возмущение, с которым почти шестидесятилетний король бизнеса отреагировал на то, как какие-то «молокососы» переиграли его на его же собственном «нефтяном поле». Проигрывать американец не умел и обидчикам мстил всегда. Сначала Рокфеллер обратился к Ротшильдам с предложением отказаться от услуг братьев Сэмьюэлей в обмен на свою поддержку в борьбе с Нобелями. Не получилось. Тогда американец предложил обоим своим главным конкурентам договориться о совместном контроле над экспортом нефтепродуктов.

Отказавшийся от союза вступал в конкуренцию сразу с двумя могучими врагами, что было равносильно самоубийству. Предварительно все согласились. Понятно, что логистический бизнес Samuel, Samuel & Co при таком раскладе терял смысл: монополистам лишние посредники были ни к чему, они сами устанваливали бы цены и сами торговали.

Сергей Юльевич Витте

Спасение пришло с неожиданной стороны — от министра финансов Российской империи Сергея Юльевича Витте. Мудрый министр быстро осознал, что появление интернационального монстра-монополиста пойдет во вред интересам российского государства. Правительство России пригрозило «заговорщикам» лишением концессий на добычу, и сделка не состоялась.

Для Сэмьюэлей эта история стала важным уроком и мотивацией для реорганизации бизнеса. Было очевидно, что положение перевозчика не устойчиво, и чтобы сохранять конкурентоспособность, нужно выстраивать весь цикл от добычи, до продажи конечному потребителю. Все резервы фирмы были брошены на это. Началось со структурных перемен внутри компании. 18 октября 1897 года несколько принадлежавших семье фирм были преобразованы в Shell Transport & Trading Company с уставным капиталом 1,8 миллионов фунтов стерлингов. Название Shell стало прочно связано с нефтяным бизнесом. Новая компания располагала неплохими стартовыми позициями: обладала одним из самых крупных в мире танкерных флотов, насчитывавщим 30 океанских наливных судов, а также владела 31 собственным и 320 арендованными «нефтяными складами» (нефтехранилищами), по всему миру — от Батума до Шанхая. Объем экспортируемых новой компанией нефтепродуктов только из России оценивался на тот момент в 190 тысяч тонн, что приносило около миллиона рублей прибыли. Не хватало своих промыслов и переработки.

30

океанских наливных судов было в распоряжении новой компании

31

собственный нефтяной склад во владении

320

арендованных нефтехранилищ во владении

190

тысяч тонн

объем экспортируемых новой компанией нефтепродуктов только из России

~

1/2

млн рублей

прибыль на тот момент

Уже в следующем году через посредников Сэмьюэль приобрел несколько добывающих фирм, самой крупной из которых оказалось купленное за 3,5 миллиона рублей «Товарищество «Шибаев С. М. и Компания». В руках «Шелль», как тогда писали в официальных российских бумагах, оказалось до 11% всей добываемой в Баку нефти. Но торговать нефтью было не выгодно, керосин приносил большие прибыли. К тому же, трансокеанская торговля могла идти только из черноморских портов. И тогда Сэмьюэль начинает строительство керосинопровода от Баку, где нефть добывали и перерабатывали в керосин, до порта Батум.

Пропускная способность «трубы» составляла до миллиона тонн в год.

Бизнес стал более устойчивым, Shell уверенно вошел в число пятерки крупнейших мировых нефтяных компаний. Лучшим подтверждением тому может служить следующий неординарный факт: в конце 1901 года Джон Рокфеллер предлагает Маркусу Сэмьюэлю восемь миллионов фунтов стерлингов (это сорок миллионов долларов) за контрольный пакет Shell Transport & Trading Company. В пересчете на современные цены, это более чем миллиард и сто миллионов долларов! Сэмьюэль отказался, что было равнозначно повторному объявлению войны. А на войне всегда нужны союзники. Таковыми для Сэмьюэля стали голландская фирма Royal Dutch Petroleum и семейство Ротшильдов. В 1902 году на паритетных правах они создали компанию Asiatic Petroleum. Маркус Сэмьюэль стал председателем правления, глава Royal Dutch Генри Детердинг — директором-распорядителем. Главной целью было объявлено расширение торговли нефтью и нефтепродуктами, в том числе российского производства, в Дальневосточном регионе, хотя всем было понятно, что это объединение направлено против рокфеллеровского Standard Oil.

Когда низы не хотят, верхи объединяются

горящая нефтяная вышка

Но вступление в корпорацию не означало, что Shell остановил развитие своего бизнеса в России. Наоборот. Неуклонно росла добыча, приобретались новые концессии. Все шло отлично, пока не вмешалась политика: летом 1903 года в Баку началась стачка рабочих, которая переросла в беспорядки и погромы. Бунт удалось подавить, но более тысячи скважин вышли из строя. А через год события развернулись с новой силой. В 1905 году в одном только Бакинском нефтяном районе из-за поджогов «революционеров» были уничтожены 1996 скважин, включая 1429 добывающих. По бизнесу был нанесен серьезный удар.

1996

скважин были уничтожены

1429

добывающих скважин были уничтожены

Компания братьев Сэмьюэль оказалась в трудном положении, но выход был найден. Плечо подставила уже упоминавшаяся ранее компания Royal Dutch Petroleum,. Она не работала в России, посему не понесла убытков от революции 1905 года. С другой стороны, голландцы понимали перспективы российского рынка и хотели войти в него, для чего компании нужен был такой компаньон как Shell. В рамках Asiatic Petroleum фирмы удачно сотрудничали на дальневосточном сегменте и готовы были расширять взаимовыгодные связи. Причем, теперь речь шла уже не просто о совместных операциях, а о создании единого акционерного общества.

Окончательное объединение произошло в 1907 году. Новый концерн получил название Royal Dutch Shell, а его символом осталась отлично знакомая всем ракушка семейства Сэмьюэлей. В новом концерне 60% акций получил Royal Dutch Petroleum, а 40 — Shell Transport& Trading Company.

Объединение усилий многократно усилило компанию, сразу выведя ее в лидеры российского рынка. В 1910 году Royal Dutch Shell приобретает свою первую концессию на разработку российских месторождений и переходит к самостоятельной масштабной добыче нефти. Вскоре внимание компании привлекает новый нефтяной бассейн на Северном Кавказе в районе Грозного. Бурение здесь начинает входившая в концерн Shell, британская компания Bray. Новые скважины оказываются фонтанирующими, что значительно удешевляло добычу. В том же году Shell приобрел сначала «Казбекский Синдикат», а затем «Русский Стандарт» и «Северо-Кавказское нефтяное общество». В Грозном началось строительство парафинового завода.

В 1912 году Ротшильды заявили о выходе из нефтяного бизнеса, и все их добывающие активы были приобретены Shell. Это был еще один важный шаг вперед.

К началу Первой мировой войны корпорация Royal Dutch Shell добывала до одной пятой части всей российской нефти, значительная часть которой тут же перерабатывалась. Нефть из Грозного теперь шла на переработку по построенному компанией нефтепроводу «Грозный — Петровск (с 1921 года Махачкала)» или экспортировалась через порт Новороссийск, а из Майкопа — через Туапсе. Компания развивалась, росла, строилась. Но война и последовавшая за ней революция 1917 года все перечеркнули. Сначала закрылись черноморские проливы, а в 1918 власть на Северном Кавказе практически перестала существовать. Вышки и нефтепроводы были взорваны, хранилища разграблены, рабочие и специалисты разбрелись кто куда. А 28 июля 1918 года Советская власть объявила о полной национализации промышленности. Все наработанное Shell за четверть века в России в один момент кануло в Лету.

Без России

По окончании Гражданской войны Shell поднял вопрос о компенсации за причиненный ущерб, но ему было отказано. Сотрудничество с новой властью не получалось, если не считать одного эпизода в 1923 году, когда Shell заключил соглашение с советским «Нефтесиндикатом» на продажу 70 тысяч тонн керосина. Но развития эти отношения не получили, а вскоре Великобритания разорвала дипотношения с СССР и любые переговоры прекратились.

Впрочем, Shell не слишком страдал от разрыва с Россией. Еще до мировой войны концерн успел вложить значительные средства в развитие нефтедобывающих скважин и перерабатывающих заводов в Венесуэле, Египте, Голландии, Мексике и США. Оправдала себя и ставка на жидкое топливо для корабельных котлов, тем более, что спрос на них во время войны существенно вырос. Росло также потребление авиационного керосина и автомобильного бензина, одним из крупнейших производителей которых был именно Shell. В целом, компания очень уверенно чувствовала себя на рынке, сохраняя лидерские позиции и в добыче, и в транспортировке нефтепродуктов. Так что, кто больше пострадал от временного разрыва — Shell или СССР — сказать трудно. Но «первая любовь не забывается» и при первой возможности компания готова была вернуться в Россию. Хотя произошло это только через много лет.